Долголетие и стволовые клетки
Интерес к этой идее «подогревается» участием стволовых клеток костного мозга в формировании самых разных по своему строению тканевых структур, из которых состоит человеческий организм. Ход рассуждений таков. Если стволовые клетки являются исходным материалом для дифференциации в клетки разных тканей и органов, то почему бы, не использовать их для активации органоспецифических восстановительных процессов при патологических состояниях организма, добиваясь тем самым продление жизни человека. Все достаточно логично, кроме учета одного важного момента. Такая активация, если предположить, что она действительно имеет место (по этому вопросу нет пока единого мнения), может реально принести пользу лишь при условии способности организма подхватить эту инициативу и передать её по эстафете всем другим участникам восстановительного процесса. Именно они становятся тем фактором, который предопределяет, способна или не способна трансплантация стволовых клеток костного мозга принести пользу человеку. Поясним эту мысль на примере иммунной системы, возрастные изменения которой считаются одной из причин старения. Ставится вопрос, что даст пожилому человеку трансплантация стволовых клеток, предпринятая с целью устранения возрастного иммунодефицита.
Здесь и далее мы будем исходить из гипотетического предположения, что стволовые клетки после введения в организм полностью сохраняют свою активность. Иными словами, превращаются в органоспецифические клетки, помогая, тем самым, пораженному органу восстанавливать свою функцию. Применительно к иммунной системе речь идет о В-лимфоцитах (синтезирующих антитела) и Т-лимфоцитах, функция которых сводится к накоплению клеток-убийц для устранения «чужаков». Т-лимфоциты составляют примерно 80% всех лимфоцитов тела. Остальные 20% приходится на В-лимфоциты, которые продуцируются в костном мозге и лимфоидной ткани кишечника.
Главенствующее положение в иммунной системе занимает вилочковая железа (тимус), где образуются Т-лимфоциты. Теперь обратим внимание на возрастные изменения в тимусе, а также костном мозге, где образуются стволовые клетки и В-лимфоциты. Без учета этого обстоятельства невозможно объяснить результат действия стволовых клеток на иммунный статус пожилого человека. Что здесь примечательного?
Главным здесь является возрастная инволюция вилочковой железы. С возрастом железа атрофируется настолько, что перестает существовать как лимфоидный орган. А ведь ему (тимусу) отведена роль биологического бастиона, стоящего на пути чужеродных элементов, действующих во вред нашему здоровью. По этой причине решить проблему возрастного Т- иммунодефицита с помощью стволовых клеток (своих или введенных в организм извне) невозможно. Введенные в организм стволовые клетки не способны повлиять также на синтез В-лимфоцитов, поскольку они образуются в костном мозге, который с возрастом в еще большей степени теряет способность к размножению клеток. Аналогичные по характеру возрастные (инволютивные) изменения можно наблюдать во всех тканях, органах и системах пожилых людей.
Даже столь беглый анализ рассматриваемой проблемы убеждает в бесперспективности восстановления функций организма пожилых людей с помощью клеточных технологий. Это связано даже не столько с необходимостью постоянной циркуляции в крови достаточного количества стволовых клеток, сколько с плохой восприимчивостью к ним тканей и органов, восстановительные возможности которых из-за возрастных изменений весьма и весьма ограничены. К такому положению дел приводит потеря ресурса микроциркуляции. Неполноценность её делает необратимым движение организма по пути к нарастанию в нём старческих проявлений.
В подобных условиях искусственные средства активации жизненных сил организма уже не в состоянии приостановить его общее угасание. В лучшем случае все ограничивается кратковременной иллюзией омоложения, некоторым улучшением общего состояния, что создает у некоторых людей оптимистический настрой и ощущение психологического комфорта. Такой результат обычно отмечается при введении в организм стимуляторов, оказывающих прямое действие на центральную нервную систему либо на процессы гормональной природы. Современная физиология относится скептически и сдержанно к подобным попыткам борьбы с одряхлением стареющего организма. Достаточно вспомнить некоторые близкие аналогии из истории данного вопроса.
Так, ничем закончились попытки омоложения, предпринимавшиеся в конце 19-го века последователями французского физиолога Броун-Секара. Суть его идеи заключалась в стимуляции жизненных сил старых людей подкожным впрыскиванием эмульсии, приготовленной из семенных желез животных (собак, морских свинок и др.). И хотя позднее эта идея свелась к использованию спермина – основного действующего начала эмульсии – достичь омоложения стариков никому не удалось. В 40-х годах прошлого столетия с весьма похожей идеей продления жизни людей выступил украинский академик Александр Богомолец; он утверждал, что изобрел средство, способное победить старость. По его расчетам человек может и должен жить 140 лет, не менее. Такая мысль не могла остаться незамеченной руководством советского государства. Хорошо известно, что академику А. Богомольцу выделялись большие деньги на эксперименты с таинственным эликсиром, который он (также как сейчас стволовые клетки) добывал из костного мозга. Сталин лично пользовался сывороткой Богомольца, надеясь дожить до библейского возраста, и считал его величайшим ученым. Однако после того, как ученый оптимист умер в возрасте всего лишь 65 лет, сага о Богомольце сошла на нет. Однако это никак не отразилось на идее продления жизни человека. Процесс поиска эликсира «бессмертия» только ускорился. За это время по описанному сценарию было опробовано достаточно много считавшихся чудодейственными фармакологических средств и специфических средств оздоровления, но ни один из них так и не принес ощутимой пользы человечеству, не пожелавшего, однако, смириться с мыслью о бренности земной жизни.
Вернемся, однако, к стволовым клеткам, которым медицинская наука отводит особое место. Считается, что за стволовыми клетками будущее, хотя результаты практического применения остаются пока более чем скромными. В медицине стволовые клетки используют только для регенерации кожи при обширных ожогах и в ограниченных объемах для восполнения некоторых других тканей. Возникают серьёзные опасения, не станут ли стволовые клетки очередным научным миражом, уводящим ученых далеко в сторону от реального положения дел в этой области знаний? Для такого предположения имеются достаточно серьёзные основания.
Особая роль стволовых клеток в жизни человека объясняется тем, что они как «ствол», дают начало всем другим клеткам организма. Из костного мозга они с током крови распространяются по всему организму. Попадая в различные органы, они становятся катализаторами органоспецифических восстановительных процессов, посредством которых устраняются все неполадки в структуре и функции поврежденных органов. Этот удивительный феномен лежит в основе клеточного обновления человеческого организма, циклически повторяющегося каждые 4-5 лет со скоростью от 5 до 7 миллиардов клеток в день. Эти цифры мы приводим для того, чтобы осознать масштабы происходящих с помощью стволовых клеток изменений в человеческом организме. Возникает вопрос, реально ли при такой огромной потребности организма в стволовых клетках добиться его омоложения с помощью инъекционной терапии (в пределах сотен тысяч клеток), как это предлагают многочисленные медицинские центры? К тому же эти клетки надо постоянно пополнять...
Существует еще один серьезный аргумент, заставляющий сомневаться в эффективности стволовых клеток. Это зарегистрированное еще в в1967 году Государственным Комитетом СССР по делам изобретений и открытий научный феномен под названием «Явление взаимодействия лимфоцитов с кроветворными стволовыми клетками». Авторами открытия стали ученые из Института биофизики – член корреспондент АМН СССР Р.В. Петров и кандидат медицинских наук Л.С. Сеславина. Открытие зарегистрировано под № 192 с приоритетом от 15 апреля 1967 г. в следующей формулировке: «Установлено неизвестное ранее явление взаимодействия лимфоцитов с кроветворными стволовыми клетками, в результате которого генетически чужеродные стволовые клетки инактивируются, а генетически тождественные изменяют направление своей дифференцировки».
Совершенно очевидно, что идея омоложения организма с помощью инъекций стволовых клеток должна быть навсегда оставлена. Биологический возраст человека определяется на самом высоком кооперативном уровне жизнедеятельности человеческого организма с участием всех органов и систем организма. А ведущая роль в этом процессе принадлежит механизмам регуляции функциями организма – частной (на уровне клетки) и общей (на уровне всего организма). Повлиять на регуляторные механизмы человека с помощью стволовых клеток абсолютно не реально. Более того, сам костный мозг – поставщик стволовых клеток – находится под неослабленным регуляторным контролем, что предопределяет генетически запрограммированное ослабление его функции в рамках общего старения всех органов и систем организма пожилых людей.
Казалось бы, нет ничего сложного в понимании этого вопроса. Но это лишь до тех пор, пока научная и коммерческая стороны любого волнующего людей явления не столкнутся друг с другом. И тогда всё сводится к достаточно простой манипуляции: то, что нельзя отвергнуть и представляется потенциально реальным (возможным) с научной точки зрения аккуратно переносится на заведомо несостоятельный момент деловой программы, сулящий коммерческую выгоду. Поскольку формирование единого консолидированного мнения ученых на новое явление в биологической науке нередко занимает достаточно продолжительное время, то в этот период и происходит раскручивание коммерческой спирали прагматической идеи. Нет необходимости напоминать, что на рынке сервиса оздоровительных услуг самыми дорогими являются услуги по омоложению людей. Что же касается клеточных технологий, то стоимость их применения соразмерна ожиданиям человека, решившего прожить еще одну незапланированную жизнь.
Чтобы не вводить никого в заблуждение, настраиваться нужно на серьёзные научные исследования, которые позволили бы получить правильные представления о механизме биологического действия стволовых клеток, привнесенных извне в организм. Согласно последним данным, ученым удалось вырастить в лабораторных условиях кишечник, мочевой пузырь …. Однако сомнения остались. Дело в том, что от пробирки, где клеткам предоставляется VIP-условия, до человеческого организма (отягощенного возрастом, различными недугами и расстройствами) дистанция космических размеров. То, что подходит для простых организмов теряет свою значимость по мере усложнения функциональной организации организма и увеличения возраста. Лишь после всестороннего изучения этого вопроса можно будет обозначить конкретные сферы применения стволовых клеток в медицинской практике.